2024/12/09
-0.2 C
Moscow

Столкнуть лбами. Интересы Москвы в спорах болгар и македонцев

На границе двух стран НАТО произошли беспорядки. 4 февраля большая группа граждан Болгарии попыталась попасть на территорию Северной Македонии, чтобы отметить 150-ю годовщину смерти их общего революционного героя – Гоце Делчева. После многочасовой блокады, которой подверглись в нейтральной зоне около двухсот человек, и применения силы несколько особенно активных участников акции были задержаны. Это не первое проявление напряженности между соседними странами, и в ее раздувании есть основания подозревать Москву.

Двумя неделями раньше в македонском Охриде избили секретаря болгарского культурного центра, 21-летнего этнического болгарина Християна Пендикова – “на почве национальной ненависти”, как посчитала позже прокуратура. Избили так жестоко, что Пендикова пришлось эвакуировать на болгарском самолете в Военно-медицинскую академию в Софии.

Отзываясь на этот инцидент, президент Северной Македонии Стево Пендаровски заявил после заседания Совета безопасности страны, что за “антигосударственной кампанией”, которая привела к ухудшению хрупких отношений Северной Македонии с Болгарией, стоят российские спецслужбы. При этом “организованные структуры из Болгарии, которые проводят антигосударственные кампании против Северной Македонии, связаны с российской разведкой”.

Слова Пендаровского “уравновесил” ультраправый болгарский евродепутат, член комитета Европейского парламента по правовым вопросам, сопредседатель националистической партии Болгарское национальное движение (ВМРО) Ангел Джамбазки, известный тем, что называл власти Северной Македонии “временными администраторами нашей Македонии”. “Там на болгар нападают, оскорбляют и избивают только потому, что они болгары, – сказал он. – Это нацизм, фашизм, большевизм. На этот раз мы должны наложить вето на перспективу членства Македонии в ЕС”.

Там на болгар нападают, оскорбляют и избивают только потому, что они болгары
Что скрывается за обострением обстановки в этой части Балканского полуострова? В этом обострении, по утверждению министра иностранных дел Северной Македонии Буяра Османи, заинтересованы третьи стороны ради “сохранения здесь перманентного конфликта”. “Не назовёте их?” – спросил министра в ходе интервью журналист. “Российская Федерация”, – ответил Османи.

Болгария и бывшая югославская республика Македония, с недавнего времени Северная (переименование стало результатом долгой распри с Грецией), крепко запутались в определениях национальной идентичности. Македонцы, кандидаты на членство в Евросоюзе ещё с 2004 года, встретили решительные возражения болгар против начала конкретных переговоров о вступлении. В конце 2019 года Болгария потребовала от соседей, в качестве условий, не называть свой язык македонским, поскольку это якобы диалект болгарского, и прекратить использовать термин “фашистская оккупация” применительно к Болгарии. (Во время Второй мировой войны Болгария, будучи союзницей Третьего рейха, направила свои войска на ту часть югославской территории, которая сегодня является Северной Македонией). В Софии настаивали также на том, чтобы отсчет самостоятельной истории Северной Македонии велся, в том числе в школьных учебниках и музейных экспозициях, с периода после Второй мировой войны, а вся предыдущая история должна считаться общей с болгарской.

Попытка примирения. Болгарская делегация после возложения венков к могиле революционного деятеля Гоце Делчева в Скопье. Рядом с могилой – флаги Северной Македонии
Попытка примирения. Болгарская делегация после возложения венков к могиле революционного деятеля Гоце Делчева в Скопье. Рядом с могилой – флаги Северной Македонии
Подобные распри вызывали, мягко говоря, недоумение на Западе. “Это было бы похоже на то, как если бы Германия сказала австрийцам, что они на самом деле немцы, или Дания назвала норвежцев аномалией, потому что они когда-то были частью ее империи, и их современный язык развился позже датского”, – отмечал в интервью DW заведующий кафедрой истории Юго-Восточной и Восточной Европы в университете Регенсбурга (Бавария) Ульф Бруннбауэр.

При посредничестве Еврокомиссии летом прошлого года с большим трудом удалось уговорить македонскую парламентскую оппозицию, чтобы она согласилась с так называемой “французской формулой” разрешения споров. Главным её пунктом было включение в конституцию Северной Македонии положения о наличии в стране болгарского нацменьшинства.

Лаврова не пустили, зато приехал Шольц. Большая игра вокруг СербииБолгарское вето было снято, но процесс интеграции продолжает топтаться на месте, поскольку по обеим сторонам границы у него остаётся много противников. На официальном открытии того самого болгарского культурного центра в Охриде – это было уже после формального примирения – несколько сотен человек под завывание вувузел скандировали: “Болгары – фашисты”. Протестующие несли плакаты с обвиениями в адрес Евросоюза, который поддержал “фашистские требования Болгарии”. Среди организаторов протеста находились глава пророссийского движения “Левица” Димитар Апасиев и лидер оппозиции Християн Мицкоски. Позже, в октябре прошлого года, Мицкоски заявил: или надо договариваться заново, или мы отменим договор о дружбе с Болгарией. “Вместо того, чтобы быть нашим самым большим другом и спонсором, болгары ведут себя как Россия в Украине. Подобно тому, как она отрицает существование украинского языка и идентичности, официальные власти в Софии не допускают существования македонского языка и македонской идентичности. Разве может быть большее оскорбление, чем это, от государства-члена ЕС в XXI веке!”.

Что касается внешних факторов дестабилизации обстановки на востоке Балкан, то, как отмечал президент Пендаровски на прошлогоднем саммите НАТО в Мадриде, “мы сталкиваемся с гибридными угрозами, которые поступают от России, с 2018 года, когда мы проголосовали за смену названия страны, чтобы вступить в альянс”. На последнем давосском форуме Пендаровски подробно объяснял, почему “Западные Балканы находятся под наибольшей угрозой со стороны Кремля”. Северная Македония показала себя последовательным противником агрессии России в Украине: ко всем санкциям Евросоюза в отношении Москвы она присоединилась в день начала военных действий, затем отменила безвизовый режим с РФ. Особый гнев Москвы вызвало решение Северной Македонии закрыть, совместно с Болгарией и Черногорией, своё воздушное пространство для самолёта министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

Весьма характерная проговорка содержалась в раздражённой реакции МИД РФ по поводу принятия Северной Македонии в НАТО в марте 2020 года. НАТО, иронизировало российское ведомство, далеко не всегда может не только обеспечить надежную защиту членам альянса, но “даже прекратить между ними застарелые споры – там их научились искуснo заметать под ковер”. Можно предположить, что попытки помешать “заметанию”и привели, по свидетельству македонского ресурса Truthmeter, к высылке из Скопье семерых российских дипломатов всего за два года, 2021-2022. Из Болгарии, напомним, только в прошлом году выдворили семьдесят человек.

Мнение Пендаровского о роли российских спецслужб прокомментировала болгарскому порталу Nova News бывший посол Болгарии в США, директор по евроатлантическим вопросам Атлантического клуба Болгарии Елена Поптодорова. Они чувствуют себя в Болгарии очень уютно, сказала Поптодорова, используя эту страну как отправную точку в регионе, потому российских шпионов здесь так много. Что касается болгарских деятелей, нападающих на Северную Македонию, исходя из политических меркантильных целей, то на самом деле они служат российским интересам, и это более сложная картина, чем разговоры о шпионских связях.

По данным опроса агентства Eurometer, проведенного в конце декабря, выяснилось, что Россию “другом” считают 2,5% граждан Северной Македонии, ставя перед ней Сербию, США, Турцию, ЕС, Германию, Косово и НАТО. Зато в списке угроз для македонцев Россия, по их мнению, стоит на втором месте (4%) после Болгарии с её 27,6%.

Особняком стоят используемые Россией методы “мягкой силы” в отношении “славянских братьев”. На прошлое Рождество в Скопье при содействии российского посольства был показан документальный фильм “Единая вера, единый язык”, в котором утверждается, что родиной славянской письменности является Македония, а Кирилл и Мефодий не имеют никакого отношения к Болгарии. Они черпали вдохновение для созданной ими письменности – глаголицы в старых русских землях, утверждают авторы фильма, за что Россия отблагодарила Македонию, присылая туда в XVIII и XIX веках литургические книги.

Фильм не соответствует научной истине, заявили болгарские учёные. По словам бывшего посла Болгарии в Северной Македонии, профессора Кирила Топалова, эта лента еще больше накалит напряженность между двумя странами. “Очевидно, что, поскольку Болгария вышла из военных, политических и любых других союзов с Россией, есть желание её наказать”, – говорит он. Министерство иностранных дел Болгарии назвало фильм провокацией, а его содержание – “противоречащим общепринятым положениям мировой историографии”.

Попытки столкнуть лбами два балканских государства имеют длинную хронологию.

В 2015 году президент Путин заметил, что у России много общего с Болгарией – язык, культура, ценности, традиции, что Россия дала ей свободу (имеется в виду освобождение от османского владычества в ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов), а Болгария России – алфавит. А через два года Путин вдруг сказал в Кремле, принимая своего македонского коллегу Георге Иванова: “Сегодня и в России торжественный день – День славянской письменности, а письменность пришла к нам как раз с македонской земли”.

Хуже задеть болгар был невозможно. Согласно догмату, святые Кирилл и Мефодий создали глаголицу, взяв за основу древнеболгарский язык, и лишь потом появилась кириллица. Заявление, сделанное в Кремле, писал комментатор Болгарского радио, взбудоражило болгарскую общественность. Тогдашний председатель парламентской комиссии по внешней политике Джема Грозданова посчитала заявление Путина “частью последовательной политики Российской Федерации в отношении стран Западных Балкан, которые Россия стремится сбить с курса на членство в европейских структурах”. Такой прославившийся своим русофильством болгарский политик, как лидер националистической партии “Атака” Волен Сидеров, позволил себе саркастически заметить, что “в России заметен ощутимый прогресс с тех пор, когда там учили, что азбуку придумал товарищ Ленин”. Даже лидер социалистов Корнелия Нинова, демонстрировавшая полную лояльность кремлёвской политике, заявила, что “не может принять такое отношение со стороны Москвы”.

Скандал успел забыться, но в 2020 году его повторили. На выставке в Российском культурно-информационном центре в Софии, посвященной Дню славянской письменности и культуры, Кирилл и Мефодий были названы “создателями церковнославянского языка” и “первыми распространителями грамотности и просвещения на Руси”, в то время как церковнославянский язык, авторитетно заявила Болгарская академии наук, является русской редакцией староболгарского языка, а братья Кирилл и Мефодий никогда не ступали на русскую землю. Буря возмущения во всех слоях общества была пуще прежней. Через некоторое время Народное собрание Болгарии решило, во избежание новых двусмысленностей, переименовать один из самых заметных национальных праздников. Отмечаемый 24 мая День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности (в России он называется Днём славянской письменности и культуры) стал Днём святых братьев Кирилла и Мефодия, болгарской азбуки, просвещения, культуры и славянской письменности.

Последние новости

Материалы по теме