Пятнадцать фотопортретов московских и петербургских творческих персон, объединенных словом «писатель», представлены на выставке, которая будет доступна к посещению до 30 октября. Среди моделей: Алексей Ахматов, Галина Илюхина, Кира Османова, Валентин Голубев, Екатерина Огарёва, Сергей Носов, Ольга Надточий, Александра Курапцев, Сергей Семёнов, Андрей Коровин, Сергей Буртяк, Александр Джигит, Павел Крусанов, Дмитрий Каралис – пятнадцать человек, пятнадцать вещей, повлиявших на жизнь и творчество, и пятнадцать сопроводительных текстов. Проект исполнен согласно строгим правилам современного искусства, когда изобразительное не может быть осмыслено без комментария.
На пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки, присутствовали сами писатели, которые и получили возможность публично оценить идею и ее воплощение. Поэт и критик Алексей Ахматов, решивший в рамках проекта сфотографироваться с крабом, прочитал на открытии небольшое стихотворение:
«…Крабы, словно луноходы
Выбираются на берег,
И по гальке мягко едут
На колесах, на шести.
Это древние останки
Внеземных цивилизаций
Кибернетика с клешнями
Механический волчок…»
Сергей Носов, поэт, прозаик, драматург и краевед напомнил о важном для «людей слова» чувстве самоиронии, которое красной линией проходит через кадры экспозиции.
Екатерина Огарёва, литератор и консультирующий психолог, одна из участниц проекта, дала свою оценку выставке, обозначив в качестве двух проводников идеи такие понятия как «сознание» и «память».
Один из вопросов к Климовой касался связи названия экспозиции с философским термином Канта «Вещь в себе». Выяснилось, что мы имеем дело скорее с игрой, тонко намекающей, что речь пойдет о слове как о субъекте, настолько же равноправном в космогонии выставки, как и сами портреты.
Участники были готовы и дальше заниматься поисками смыслов, и только благодаря искусству модерирования Владимира Шампарова презентация фотовыставки не превратилась в философский диспут.
Конечно, писатели поделились с гостями и представителями СМИ своими личными историями, связанными с предметами, с которыми литераторы были запечатлены. Без этих рассказов и комментариев, размещенных рядом с изображениями, проект воспринимался бы поверхностно. Ведь вещи, сопровождающие героев выставки, – однозначно феномены, раскрывающие смысл тройственности подхода: человек, вещь, текст. При этом каждый, посетивший экспозицию, безусловно, найдет в проекте свой личный смысл.
Как логично резюмировал пресс-конференцию книжный обозреватель портала «Культура Петербурга», литератор Кирилл Казачинский: «Достаточно эфемерный образ писателя в данном проекте материализуется, поднимаясь над текстом, и это однозначно положительный момент для дела продвижения современной литературы через личности авторов».